Задумывались
ли вы о том, что часто за повседневными заботами мы не замечаем как меняются
наши дети? Мы всегда рядом со своим ребенком, и немудрено, что иногда мы не
успеваем за временем и воспринимаем его так, как будто он все еще тот малыш,
каким был полгода назад. Мы продолжаем общаться с ним как с младенцем, делать
за него то, с чем он уже вполне может справиться самостоятельно.
Но бывает и так, что мы опережаем
события и нам кажется, будто ребенок уже достаточно взрослый, чтобы подолгу
заниматься, быть усидчивым, ответственным, исполнительным, хотя на самом деле
он еще совсем не готов к этому.
Вот почему очень важно знать о
возрастных особенностях ребенка, его возможностях и потребностях, а также быть
готовым к изменениям в его характере или типе поведения, которые становятся
особенно очевидными в период возрастных кризисов.
В возрасте 2-3 лет малыш еще не
может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большей
частью непроизвольный характер. Он очень эмоционален, однако его эмоции
непостоянны, его легко отвлечь, переключить с одного эмоционального состояния
на другое. В это время активно развивается речь ребенка.
В этом
возрасте вашему ребенку важно:
·
Много двигаться, потому что через движение он
развивает и познает свое тело, а также осваивает окружающее пространство.
·
Освоить мелкие движения пальчиков через игры с
мелкими предметами, потому что развитие мелкой моторики у детей напрямую
связано с развитием мозга и речи.
·
Как можно шире осваивать речь, поскольку она
помогает и в развитии контакта ребенка с миром, и в развитии его мышления. У
ребенка в этом возрасте быстро растет словарный запас, причем количество
произносимых слов всегда меньше, чем количество понимаемых.
·
Играть, поскольку именно в игре начинают активно
развиваться важные психические функции: восприятие, воображение, мышление,
память. Через игру малыш осваивает окружающий мир, познает законы
взаимодействия.
·
Продолжать выстраивать отношения со взрослыми.
Ребенок в этом возрасте очень зависим от родителей, эмоционально на них
настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и безопасности. Он ждет от
взрослого непосредственного участия во всех его делах и совместного решения
почти любой стоящей перед ним задачи. Сверстник пока еще не представляет для
ребенка особого интереса, дети играют «рядом, но не вместе».
·
Получать помощь взрослого в тот момент, когда у
него что-то не получается, поскольку ребенок в 2—3 года может реагировать на
неудачи весьма аффективно: злиться, плакать, ругаться, бросать вещи.
·
Иметь достаточно времени для того, чтобы что-то
выбрать. Все его желания обладают одинаковой силой: в этом возрасте отсутствует
соподчинение мотивов и ребенку трудно принять решение, что выбрать в данный
момент. Ему хочется всего и сразу. То, что происходит прямо сейчас. Ребенок
эмоционально реагирует лишь на то, что непосредственно воспринимает. Он не
способен огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности или
радоваться заранее тому, что ему еще не скоро подарят.
Вам, как его
родителям важно:
- Понимать, что энергичный и активный ребенок —
это естественно, хотя временами утомительно. Поэтому вам нужно быть
готовыми к этому и по возможности организовывать безопасное пространство,
в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для
подвижных игр.
- Будет прекрасно, если именно вы хотя бы
иногда будете его партнером по игре.
- Предоставить ребенку возможность играть с
мелким материалом: пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками,
шишками, и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под
присмотром взрослого!
- Чаще разговаривать с малышом, читать ему
сказки, книжки, обсуждать то, что он видел или в чем принимал участие.
Полезны периодические контакты с малознакомыми детьми или взрослыми,
поскольку ребенок вынужден старательнее произносить то, что мама обычно
понимала с полуслова.
- Предоставлять возможности для самых разных
игр, в основном с предметами. Некоторые дети могут сами увлеченно
вкладывать предметы один в другой, разбирать на части, перекладывать их,
осваивая начальные этапы анализа и синтеза. Но в 2-3 года в процессе игры
малыш чаще всего нуждается в компании матери или любящих его взрослых,
поскольку ему нужны совместность и доброжелательное сотрудничество.
- Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно.
По возможности понимать его эмоциональное состояние и насущные
потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко
сформулировать и заявить.
- Помнить, что соблюдение разумной безопасности
не должно лишать малыша возможности открытия нового и интересного. Ваша
родительская тревога не должна замещать возможности развития для вашего
ребенка, которое происходит в этом возрасте через восприятие, а значит,
через постоянное исследование нового.
- Понимать, что у маленького ребенка совершенно
другое восприятие времени. Для него существует только настоящее. И ваши
попытки апеллировать даже к ближайшему будущему им совершенно не
воспринимаются.
9.
Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным
вспышкам ребенка в случае возникновения трудностей. Злость или слезы, когда у
ребенка не получается какая-то сложная для него задача, вполне естественны.
Если аффект не очень силен, его можно проигнорировать, в случае сильного
расстройства ребенка следует утешить или переключить его внимание.
«ВОЗРАСТНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ»
Три года —
эго возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития
ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с
матерью, малыш все больше начинает осознавать собственную «отдельность».
Основные потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении и
признании. Основной и самый важный для ребенка вид деятельности — игра.
В этом возрасте у вашего ребенка:
·
Происходит формирование воли, что выражается в
желании делать все по-своему. Она совершенно необходима ребенку для
благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного
человека. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые,
более глубокие отношения.
·
Проявления осознания себя как отдельного человека
будут выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают
родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока
не по силам. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он
отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. При этом ребенок
может слушаться одного родителя и во всем противоречить другому.
·
Появляется возможность действовать не под влиянием
любого случайно возникшего желания, а поступать исходя из других, более сложных
и стабильных мотивов. Это является важным завоеванием в его развитии и
следующим шагом в обретении самостоятельности.
·
Возникает насущная потребность общаться не столько
с мамой и членами семьи, но и со сверстниками. Ребенок осваивает правила
взаимодействия через обратные реакции как взрослых, так и детей на его
поступки.
·
Игра становится все более коллективной. Игра с
предметами может иметь уже какое-то сюжетное наполнение, она все более
становится образно-ролевой. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем
угодно и соответственно действует. Но в этом возрасте ребенку достаточно
поиграть 10—15 минут, потом ему хочется переключиться на что-то другое.
·
Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и
защищать свои личностные границы и воспринимать их наличие у других людей.
Ребенок вынужден учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе
рискует остаться в одиночестве и скучать.
·
Появляется много новых слов. Ребенок активно
осваивает речь, придумывая несуществующие слова, придавая уже известным словам
свой особенный личностный смысл.
Вам как его родителям важно:
1.
С терпением и пониманием относиться к проявлениям
«воли» ребенка. Помните, что подавленная в этом возрасте воля ребенка
впоследствии может привести к пассивности, апатии, зависимости и
инфантильности. Следует позволять ребенку настаивать на своем (если это не
вредно для его жизни и здоровья), даже когда вам это кажется нелепым или
ненужным.
2.
Помнить, что так называемое упрямство — это
реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень
хочется, а потому, что ему важно, чтобы с его мнением считались.
3.
Подготовить ребенка к детскому саду или обеспечить
ему другую возможность общения. Для этого надо помочь ему в освоении навыков
самообслуживания, за несколько месяцев до поступления в детский сад выработать
подходящий режим дня, настроить ребенка на позитивное отношение к детскому саду
и быть готовыми к возможным негативным реакциям при расставании. Они
естественны. Ребенок может и имеет право испытывать горе от потери привычного
ему мира.
4.
Разбирать вместе с ребенком ситуации возникновения
конфликтов в детском саду или на детской площадке. Учить его уважать
собственные и чужие личностные границы. Для этого важно самим быть для него
примером — то есть уважительно относиться к нему самому и членам вашей семьи.
5.
Бережно обращаться с чувствами ребенка.
Сопереживать его горю, понимать злость, разделять с ним радость, чувствовать
его усталость. Важно не подавить его эмоции, а научить его правильно обходиться
с собственными эмоциональными реакциями.
6.
Продолжать активно развивать координацию движений
(учить прыгать, стоять на одной ноге, играть с мячом), мелкую моторику (этому
способствуют занятия лепкой, различные шнуровки, складывание пирамидок).
Желательно, чтобы дома у ребенка был спортивный уголок, где он мог бы
отрабатывать физические упражнения.
- Осознавать, что речевые
обороты и запас слов будут формироваться у него главным образом из той
речи, которую он слышит в семье. Совместное чтение детских книг,
соответствующих возрасту ребенка, необыкновенно полезно. Это расширит
словарный запас ребенка, поможет в развитии его образного мышления,
создаст эмоциональную близость и теплоту в ваших отношениях. Больше
разговаривайте со своим ребенком, обсуждайте с ним события дня,
спрашивайте его о том, что с ним происходило, а также терпеливо отвечайте
на его вопросы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий